05.02.2019 23:54
PRO Компании

MVNA заработал у Tele2. Что это значит?

Российский рынок виртуальных операторов дорос до следующего уровня — MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator). Первым среди сотовых операторов платформу запустил Tele2 —скорее всего, и последним, так как остальные участники четверки не слишком заинтересованы в упрощении процесса создания новых сотовых игроков.

MVNА — это следующий после MVNE шаг, а такие платформы (Mobile Virtual Network Enabler) среди операторов имеют только Tele2 и МТТ.  И если MVNE выступает своего рода техническим посредником (автоматизирует часть процессов и регуляторику) между базовой сетью и компанией, которая собирается воспользоваться ее услугами, то MVNA в свою очередь полностью доводит процесс до автоматизма — вплоть до электронного бланка, куда заказчик вбивает количество SIM-карт, выбирает вариант тарификации и получает расчет своего проекта. Во всяком случае, подобным образом MVNA реализован у IT-агрегатора Tottoli GSM, который открыл свою платформу для подключений летом 2018 года.

Кому нужен MVNA? Небольшим нишевым игрокам, которым не нужны ни массовые подключения, ни заградительные платежи — как правило, не позволяют войти на этот рынок SMB-сегменту. Ранее такие компании могли рассчитывать разве что на отдельный корпоративный тариф или кобрендинговый проект (и то под большим вопросом, если удастся договориться с «большим» оператором), а сейчас, например, как на платформе Tottoli они сами могут выступать инициаторами новых MVNO-проектов — подключать партнеров или расширяться внутри собственного бизнеса.

Когда Tele2 только анонсировал MVNA в 2018 году, в компании подчеркивали, что платформой смогут воспользоваться компании, которые не планируют подключать больше 30-50 тыс. абонентов. В связи с этим их затраты должны быть минимальны, а схема развертывания виртуального оператора — чрезвычайно простой, не требующей от заказчика наличия персонала с необходимой квалификацией. Но даже такое количество абонентов не всегда достижимо для небольших проектов, и сейчас в Tele2 говорят уже о том, что эта программа будет интересна потенциальным операторам, собирающимся подключить от 10 тыс.абонентов.

«Запуск MVNE в конце 2017 года позволил поставить создание виртуальных операторов на поток. Однако мы пошли еще дальше в развитии этой идеи и внедрили платформу MVNA. Она закрепила наше позиционирование как «фабрики» MVNO и упростила запуск виртуальных операторов для небольших компаний. Теперь вполне реальны проекты с потенциальной базой от 10 тыс. клиентов – в том числе для сообществ по интересам, спортивных команд или персоналий», — говорит директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2 Сергей Волков.

По данным компании, за 2018 год выручка Tele2 от работы в сегменте MVNO выросла на 200%, количество реализованных проектов практически достигло 20, а MVNO-абонентов — 1,7 млн.

Понятно, что MVNA интересен преимущественно «малым» операторам, так как ключевые для базовой сети клиенты обсуждают все условия напрямую. «Тинькофф Мобайл» на данный момент сосредоточен на улучшении собственного продукта и его обогащении клиентскими сервисами. Создание собственного MVNA-проекта и отдельного сотового направления для крупных клиентов в наши планы пока не входят. Мы довольны сотрудничеством с нашим базовым оператором Tele2 и планируем дальше его развивать», — подчеркнули в пресс-службе оператора. Напомним, что другой банковский виртуальный оператор, «Сбер Мобайл», ведет переговоры и с другими игроками «четверки» о получения доступа к их базовой инфраструктуре.

B2B-оператор MCN Telecom в 2017 стал первым виртуальным оператором, который подключился к сети радиодоступа Tele2 через инфраструктуру платформы MVNE MTT. Тогда в компании объясняли необходимость в MVNE-платформе тем, что в МТТ проводили существенную техническую доработку действующих в компании процессов и нового проекта.

«Главная причина роста рынка виртуальных операторов в России все-таки заключается в том, что Tele2 смог поставить на поток появление MVNO-проектов, рассчитывая за счет них наращивать собственную абонентскую базу. Еще 5-6 лет назад у MVNO подобной возможности не было. Многие получали лицензии, но не могли технически оказывать услуги», — говорит генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.

 

Авторы: Наталья Рыжкова
Тэги: MVNO,Тинькофф Мобайл,MCN Telecom,Tele2,Tottoli GSM
Рубрики: Связь,Наука и технологии