11.02.2019 10:06
PRO Компании,Гаджеты

Аналитики Сбербанка «отрезали» у операторов половину салонов

По прогнозам аналитического подразделения Сбербанка, в России число точек сотового ритейла, реализующих SIM-карты, резко сократится в ближайшее время — почти в два раза, с 20 до 10-12 тыс. Сотовые операторы с такими прогнозом категорически не согласились.

Автор отчета по телекоммуникационному рынку, старший аналитик Sberbank Investment Research Светлана Суханова, приходит к выводу, что операторам придется сократить количество салонов именно до такого уровня, чтобы соответствовать объемам продаваемых SIM-карт.

Не нужны салоны?

По итогам текущего года будет продано 62,7 млн SIM-карт, ожидает Суханова, тогда как в 2016 году было реализовано 120 млн сотовых контрактов, в прошлом году — 96 млн.

Для продаж 62,7 млн SIM-карт оптимальное количество салонов —10-12 тыс., рассуждает она, что значительно меньше текущего уровня, считает автор исследования. Снижение количества салонов поможет операторам сэкономить на капзатратах.

Cалон «Вымпелкома», объединенный с кофейней

«Сокращение мобильного ритейла ожидалось рынком давно, но всегда появлялась причина отложить этот шаг. Последним аргументом стало желание «МегаФона» увеличить рыночную долю за счет доминирования на рынке каналов сбыта SIM-карт», — делает вывод Суханова.

В отчете выделены два ключевых момента, от которых будет отталкиваться рынок, сокращая салоны: завершение контракта между «Связным/Евросетью» и «Вымпелкомом» (салонов «Евросеть» на рынке не останется вовсе ко второй половине 2019) и слабая отчетность «Вымпелкома». «Мы считаем, что это заставит участников рынка искать возможность компенсировать негативное влияние на выручку»,— отмечается в отчете Sberbank Investment.

Розница обещает остаться на месте

Большинство участников рынка с такими прогнозами не согласилось, указывая на то, что салоны давно перестали быть точками сбыта SIM-карт и зарабатывают преимущественно на других услугах.

Cалон «Вымпелкома» в петербургском кинотеатре 

В «Вымпелкоме» назвали текущее количество салонов оптимальным и фиксируют рост выручки от продажи девайсов. «При этом количество SIM-карт на рынке, безусловно, сокращается, что правильно, поскольку их число в России превышало количество населения. В первую очередь, идет сокращение серых SIM-карт, из-за чего сокращается альтернативная розница, в том числе и уличные продажи. Мы поддерживаем это оздоровление рынка», — прокомментировали в компании.

В Tele2 так же прокомментировали, что не планирует сокращать количество салонов. По итогам прошлого года количество монобрендовых салонов и модулей Tele2 превысило 3,3 тыс., в этом году компания собирается незначительно увеличить эту сеть.

«Мы сместили фокус с экспансии розничной сети на привлечение качественных абонентов во всех точках контакта с клиентом, поэтому важную роль в обслуживании и подключениях стали играть цифровые каналы – за два года число их посетителей увеличилось втрое», — прокомментировали в пресс-службе оператора.

МТС и Costa Coffee

МТС не планирует менять количество салонов, при этом оператор следит за рынком, действиями конкурентов и будет действовать в зависимости от развития ситуации, отметили в компании.

Сейчас у МТС общее число точек держится на уровне 6,7 тыс. Для компании количество салонов – вопрос сохранения рыночной доли. «В различных регионах на базе флагманских салонов мы открываем полностью интегрированные офисы, где кроме телеком- и финансовых услуг, продажи гаджетов доступен полный спектр банковских услуг», — пояснили в пресс-службе компании.

«МегаФон» — единственный оператор, который согласился с тем, что розницу надо оптимизировать, но масштабного сокращения не будет, подчеркивают в компании. В 2017 году оператор уже сократил сеть на 10% (а именно «МегаФон» решает сейчас, что делать с оставшимися салонами «Евросети», — прим. ред.).

«Рынок меняется, отток по-прежнему измеряется десятками процентов в год и для контакта с абонентами всех операторов нужен мультибренд, тогда как работа с действующими абонентами, конечно, сконцентрирована в собственной рознице… Дальнейшее сокращение салонов будет зависеть от рыночной ситуации», — добавили в пресс-службе компании.

Руководителя направления m_mobile группы «М.Видео-Эльдорадо» Александр Зенякин рассказал, что на текущий момент зоны m_mobile работают во всех розничных магазинах сети «М.Видео», также открыты пять отдельно стоящих магазинов под этим брендом. В текущем году компания планирует развивать этот формат (как отдельные магазины) в крупных городах.  

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин напомнил, что максимальное количество салонов, продававших мобильные телефоны, это 2005 год — 45 тыс. салонов. «На сегодняшний день сокращение сотовой розницы уже произошло. В том числе и в прошлом году, после раздела «Связного» и «Евросети», — пояснил он.  Сейчас Муртазин не ожидает резкого снижения количества салонов, реализующих SIM-карты. По его мнению, рынок ожидает, скорее, стагнация.

«Салоны мультифункциональны, они предлагают ряд услуг, в том числе финансовых, будут появляться новые форматы салонов. Операторы не хотят лишаться своей розницы и будут дальше ее развивать», — прокомментировал аналитик.

Авторы: Анастасия Гаврилюк
Тэги: Вымпелком,Tele2,М.Видео,Мегафон,МТС
Рубрики: Ритейл,Связь