09.10.2020 11:36
Гаджеты,PRO Абонентов

В России запустился еще один кикшеринг

В Санкт-Петербурге и Краснодаре начал работу сервис шеринга электросамокатов Eleven. Он интересен в первую очередь с технологической точки зрения: вместо привычных для подобных сервисов GSM-модемов в нем используется технология NB-IoT, причем SIM-карта встроена в электросамокат уже на этапе производства. Решение работает на базе сети МТС.

От серийных электросамокатов шеринговые как раз и отличаются электронным блоком управления: без подключения к облачной платформе они вообще не функционируют, что делает бессмысленной кражу такого самоката: продать его нельзя, на запчасти разобрать тоже, при этом его местоположение постоянно определяется по спутникам, а ворам с «профессиональным» оборудованием вроде глушилок GPS и т.п. красть самокаты экономически нецелесообразно; они специализируются на автомобилях.

Eleven – белорусская компания, запустившая в этом году сервис бесстанционного шеринга в Минске. В России прокат стоит 35 рублей за факт начала поездки и 7 рублей в минуту, что для коротких расстояний делает его сопоставимым с каршерингом. Цены – среднерыночные, и, как показывает практика, за такие деньги он востребован, поскольку решает сразу несколько задач. Во-первых, это перемещение по городу без пробок и поиска свободного места для парковки (в итоге, несмотря на высокую стоимость минуты, можно доехать значительно дешевле), во-вторых, это безопасная альтернатива общественному транспорту: никто тебя не обкашляет. В-третьих, это еще и рекреационная составляющая: на самокате можно ехать не куда-то конкретно, а просто кататься по набережным или паркам.

Есть также нишевые применения кикшерингу, например, некоторые пользуются им в качестве альтернативы каршерингу, когда после пары кружек пива вести автомобиль из-за легкого алкогольного опьянения уже запрещено, а с самоката упасть еще затруднительно.

Санкт-Петербург – самый развитый в России рынок кикшеринга, в городе доступно порядка 5 тыс. самокатов от 8 различных операторов. Причин тому несколько: во-первых, это равнинный рельеф и ровный асфальт на тротуарах без «собянинской плитки» и небольшое количество подземных переходов – то есть, город удобен для езды на самокате. Второй нюанс – это большой туристической поток, а не только местные жители; третий – это недостаточное развитие общественного транспорта (в частности, мало станций метро в центре, а самокат отлично выполняет функцию «последней мили) и четвертый – это все же достаточная платежеспособность населения, в отличие от других регионов.

Основных барьеров для развития этого бизнеса два. Во-первых, это ярко выраженная сезонность (в конце октября планируется сворачивание работы сервисов кикшеринга, т.к. зимой по снегу особенно не покатаешься); во-вторых, электросамокаты пока еще никак не регламентированы в правилах дорожного движения, поэтому непонятно, как на них ездить: для тротуаров с пешеходами они слишком быстрые, для проезжей части с автомобилями слишком медленные.

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: электрокары
Рубрики: Ритейл